Детский электромобиль Бессонова
Довольно рациональный детский электромобиль создал Вячеслав Бессонов, 58 лет из Московской области.
В двух моторах на задних крышках по центру просверливались отверстия. В задних выступы осей этих моторов по центру сделаны резаком (болгаркой) прорези на глубину порядка 5-7 мм. На этот хвостовик первого мотора надевалась трубка внутри которой располагалась пластина входящая в прорезь. Также на второй конец трубки с пластиной насаживался второй мотор и сами моторы фиксировались 8 мм гайками на основании состоящей из 3 осей. Третий мотор устанавливался лицом к лицу к второму мотору через надетую на валы трубку и зафиксированной шпильками из пружинного провода. И также посредством гаек достигалась соосность валов моторов. В результате получился двигатель состоящий из трех моторов соединенных между собой. Посредством велосипедной цепи крутящийся момент с понижением оборотов примерно в 3 раза передается на велосипедную втулку SHIMANO Nexus Inter 8 (Inter 8 Rоллер)Шимано. Затем также цепью передается вращение на заднее левое колесо. На втулке Шимано вместо роллерного тормоза установлена маленькая звездочка и передача осуществляется на ведомую звездочку установленную непосредственно на задней оси электромобиля. Ведущее колесо одно, но этого достаточно для езды по асфальтовым дорогам.. Для натяжения цепей, втулка размещена на уголках с прорезями и натяжным винтом.
Дисковый тормоз сделан из колодок от ВАЗ, но только на ведущее колесо.
Управление двигателем осуществляется посредством переделанного блока Мастер Кит NM4511.
На
рисунке оригинальный блок до переделки. Установлено 4 спаренных
выходных полевых транзистора. Выходные транзисторы установлены на
радиаторе процессора с вентилятором охлаждения. В качестве переменного
сопротивления управления газом использовался спаренный блок
сопротивлений по 100 ком. Поворот стержня сопротивления осуществляется
леской, намотанной на специальный шкив. Весь механизм установлен в
моторном отсеке. Передача усилия с педали осуществляется тросом.
Для движения задним ходом используются 4 реле (Rel1, Rel2, Rel3, Rel4)
меняющие полярность подключения двигателя. Реле подключены попарно
параллельно. Это связано с переключением больших токовых нагрузок и с
этой целью реле включены параллельно. При отказе от задней скорости
можно не применять указанные реле. Однако в настоящее время задняя
скорость отсутствует, так как во втулке Шимано стоит обгонная муфта и
пока не решен вопрос о ее блокировании.
Подключение каждого мотора
осуществляется через реле(Rel5, Rel6, Rel7). Реле второго и третьего
мотора включаются через тумблеры, позволяющие электромобилю работать на
1, на 2 и на 3 моторах. Это, на мой взгляд, продиктовано следующим.
Автомобильчик рассчитан на разных категорий водителей, поэтому для
начинающих включается один мотор, потом два и три. Реле R8/1 и R8/2
включаются при полностью нажатом газе и напрямую подключают питание
аккумуляторов на двигатель, минуя электронный регулятор. Это позволяет
частично снять нагрузку на выходные транзисторы при большом токе.
Выявленные в процессе эксплуатации недостатки:
- Пока нет задней скорости, так как во втулке Шимано стоит обгонная муфта и не решен пока вопрос о ее
блокировании.
- Тормоз на одно заднее колесо не очень эффективен при экстренном торможении.
- Нет пока закрепления аккумуляторов, что не очень удачно при столкновении с недвижимыми
предметами.
- Близко к водителю установлена опора рулевой колонки.
- Выходной вал электродвигателя со стороны звездочки не имеет опоры, для долговечности
эксплуатации его стоит все-таки вставить в опорный подшипник.
- Контроль разряда аккумулятора. Хотя бы по величине напряжения на батарее. (растянутая шкала – от 10 до 14 вольт)
- Зависимость колес от положения рамы на пересеченной местности приводит к плохой управляемости.
Передние колеса следует сделать на качающейся перекладине.
Следующая фотография дает представление как выглядел силовой отсек первого варианта этого электромобиля.
А так выглядит электромобиль сегодня