Установка передач на дорожный велосипед
Немногие берутся за установку передач на односкоростные велосипеды. Считается, что процесс этот требует как много денег, так и усилий. Тем не менее это не совсем так. На собственном примере расскажу, как установить механизм переключения передач на обычный ММВЗ "Аист" с 28" колесами. Отмечу, что задача состояла в установке передач с минимальными финансовыми затратами.Установка тормозов
Потребуется установка клещевых тормозов на оба колеса. Вперед тормоз ставится без проблем, работает вполне сносно даже простой китайский, хотя уступает V-брейку. Об установке назад смотрите здесь. Нежелательно использовать простые штампованые китайские или индийские тормоза: сзади гнутся элементарно. Советуют брать тормоза от "Туриста". На "Старт-Шоссе" стоят отличные литые тормоза, но они не подходят по длине рычагов, увы. Можно попробовать поставить назад спаренный тормоз (2 клещевых тормоза на одной оси).Установка бестормозной втулки и трещотки
Для замены втулки понадобится переспицевать колесо. Не нужно пугаться этой операции: делается это просто, и при разумном подходе всё получится. В случае неуверенности можно поручить переспицовку мастеру, но это будет стоит денег (в моем случае предполагалось 250 - 290 р.). На данный момент собранное мной (впервые) колесо прошло больше 2800 км как по шоссе, так и по пересеченке, никаких нареканий нет.Для переспицевки понадобятся только обычные бытовые инструменты и немного масла для смазки резьбы спиц (станок для спицовки вещь необязательная!). О том как переспицевать колесо в интернете есть подробные статьи, например, от Шелдона Брауна (Sheldon Brown).
После сборки колеса понадобится увеличить расстояние между перьями задней вилки, т.к. многоскоростная втулка на 20 - 30 мм шире односкоростной. Увеличиваем расстояние, поочередно оттягивая руками перья в стороны: рама мягкая. После этого необходимо дополнительно отрегулировать зонт колеса, установив его на раму.
Не стоит ставить трещотки на 8 и более передач, т.к. это потребует сильного увеличения расстояния между перьями вилки. Я выбрал обычную 6-скоростную трещотку, поставилась без проблем.
В моем случае правый винт крепления уса крыла и багажника мешал переключению на 6-ю передачу, проблема решилась простой заменой винта.
Установка заднего переключателя
Мной был выбран самый простой переключатель "Shimano" RD TY-18. В принципе подойдет любой переключатель с креплением на ось, а не на петух. Установка и настройка стандартные.Тросик переключателя лучше вести наверх через верхнюю трубу рамы - там он не мешает и внизу не будет ни за что цепляться.
Замена системы
Односкоростная система (передняя звездочка) непригодна для более узкой многоскоростной цепи. Я использовал систему от советского "Туриста" (2 звезды 51/40), причем заменил только правый шатун со звездами. Такая система полностью совместима с советскими каретками с креплением клином. Придется заменить и защиту цепи: старая скорее всего не подойдет из-за размера и положения звездочки.Другой вариант: фрезерование старой звездочки. Если у вас есть такая возможность, этот вариант будет дешевле.
Замена цепи
Понадобится многоскоростная цепь. Она 'уже и длиннее односкоростной. В нашем случае нужна обычная по ширине многоскоростная цепь (есть цепи еще 'уже, но они применяются на 9-ти и более скоростных велосипедах). Что касается длины: мне понадобилась цепь длиной 128 звеньев. Такая цепь не продается, ее нужно будет сделать путем удлинения стандартной 116-звеньевой. Процесс удлинения примитивный, никаких съемников покупать для этого не стоит.На этом этапе мы можем проверить наше творение на работоспособность. Нужно выставить задний переключатель в положение одной из передач с помощью винта "High", и можно попробовать проехать в односкоростном режиме, тестируя сборку колеса и движение цепи.
Установка шифтеров
Шифтеры (русское название - манетки:)) продаются парами (левый и правый). Лучше и брать сразу пару, хотя нам нужен только правый для управления задним переключателем. Установка самих шифтеров стандартная.Крепление тросиков
На базовой раме нет креплений для тросиков, поэтому есть 2 варианта: использовать тросики с рубашками полной длины и изготовить крепления самостоятельно.В первом варианте останется только закрепить тросики вместе рубашками. Это можно сделать любого вида хомутами, т.к. нагрузки они в данном случае не несут.
Второй вариант сложнее. Оптимальным было бы крепление специальных фиксаторов с помощью сварки. Если нет сварки, можно изготовить фиксаторы из пластмассы или алюминия и прикрепить их при помощи хомутов. Хомуты можно сделать самому из жести или выбрать из сантехнических, автомобильных или электронных. Желательно проложить между рамой и хомутом резину, она будет смягчать крепление и предотвращать скольжение хомута.
Настройка
Настройка механизма передач аналогична настройке обычного многоскоростного велосипеда.Что получили в итоге
Потратив 3 - 4 вечера и затратив 1000 - 1500 рублей ($30 - 50), получаем вполне работоспособный многоскоростной агрегат, не уступающий дешевым моделям новых многоскоростных велосипедов. При этом имеем именно специфический велосипед, стоимость нового аналога которого составила бы $300 - $500 (конечно, комплектующие были бы лучше).В моем случае 3-я передача (2.428) стала соответствовать передаче дорожника (2.421).